Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в России приостановил работу по так называемому "списку Титова", об этом бизнес-омбудсмен проинформировал президента Владимира Путина. По словам Бориса Титова, отсутствие гарантий Генпрокуратуры для обвиняемых бизнесменов и их "не-арест", которые могли бы вернуться в Россию для проведения дополнительных следственных действий, делает механизм бессмысленным. Прецеденты, кстати, были и есть – сразу по прилету в Москву некоторых таких "лондонских сидельцев" немедленно помещают в СИЗО и никто не задается вопросом – зачем? Люди-то прилетели самостоятельно, они приехали разбираться, а не бегать от следствия и суда.
Накануне.RU поговорило с некоторыми фигурантами "списка Титова" и экспертами, демарш омбудсмена становится в этом смысле понятнее и выглядит логически выверенным. Он больше не может гарантировать ничего, кто-то из наблюдателей резонно заметил, что в понедельник, 12 июля, Титов фактически уведомил президента, что победила силовая башня Кремля.
Как сообщают федеральные СМИ, ознакомившиеся с текстом доклада Титова Путину в части именно возможного возвращения бизнесменов в страну, первоначально речь в списке шла о 136 обвиненных в преступлениях персонах. За три года в Россию вернулись, поверив Титову, 12 человек, менее 10% от списка. Подчеркиваем – идея Бориса Титова была не в том, что те, кто возвращаются, освобождаются от ответственности. Идея была в том, что такие люди, фигуранты уголовных дел, во-первых, не будут помещаться в СИЗО, а получат, например, домашний арест или какие-то другие ограничения, во-вторых, и это, пожалуй, самое важное – получат право на нормальное следствие в отношении себя и компаний, возможно, с привлечением новых свидетелей, обстоятельств и пр. Ни для кого не секрет, что изоляции по делу и не по делу людей в СИЗО давно превратилась в своеобразный инструмент давления на подозреваемых – не согласен со следователем, отказываешься от "сотрудничества" – извольте в следственный изолятор, посидите там и подумайте.
Издевательский термин "сотрудничество" со следствием подразумевает по сути признание вины, бывает, что оговор и себя, и других участников, за что, повторимся, положены вроде как "бонусы" в виде пребывания не в узилище, а дома или на даче.
Безусловно, за три года действий по "списку Титова" были и есть положительные моменты, по крайней мере, в отношении некоторых персоналий. Мы уже рассказывали о деле Сергея Капчука из Свердловской области (первого из 12 вернувшихся), которому в результате затяжных судебных разбирательств удалось выйти из-под приговора, с другой стороны, бизнесмену не удалось доказать свою невиновность в результате незаконно возбужденного против него преследования. Делу, кстати, на минуточку – более 20 лет, Капчук говорит, что не согласен с вынесенным недавно в кассации в Челябинске приговором, который за давностью лет освободил его от наказания. Но! Само дело и наказание, являются незаконными – это позиция Капчука.
Но не всем так "везет": летом 2020 года в Россию после многолетнего отсутствия вернулся экс-руководитель компании ПАО "Транс-М" Дмитрий Зотов. Он был задержан, потом суд в Москве вроде как отказался его арестовывать, в итоге в июне последовал все-таки арест. Несмотря на еще прошлогоднее обращение того же Титова к Путину именно по делу данного бизнесмена!
Реальный приговор на три года колонии (впрочем, позже вынесли все-таки условный срок) получил Андрей Каковкин, он когда-то возглавлял торговый дом "Гриф". Он также по предложению Титова в свое время вернулся в Россию для детального разбирательства по делу о мошенничестве. Кстати, статья "мошенничество", получение, либо дача взятки, махинации с выводом активов и денежных потоков на сторону, махинации с бюджетными деньгами – это прямо классика жанра в нашем случае, естественно, фигуранты других дел, по тяжким статьям, в список Титова изначально не попадали.
Повторимся еще раз: разумеется, речь не идет о том, что приезжают какие-то "невинные овечки" в Россию, приезжают матерые бизнесмены, за которыми так или иначе можно найти грешки. Бизнес все-таки редко делается в белых перчатках, речь не об этом. Но люди, поверившие Титову (а через него – Путину) требуют для себя объективного следствия и справедливого судебного разбирательства, не более, но и не менее.
"Я буду за себя и за свое конкретное уголовное дело говорить, которому вот уже четверть века исполнилось ему. Благодаря Титову и его списку я получил возможность вернуться в страну, подать на пересмотр незаконного уголовного преследования, отменить через Верховный суд (!) первоначальный приговор, короче, мы с адвокатами "поломали" и саму позицию следственных органов, и тем более приговор суда. И моя борьба не закончена – я намерен полностью отменить все вынесенные в отношении меня ранее решения", – заявил нам Сергей Капчук, бизнесмен и в свое время представитель губернатора Свердловской области в Москве.
Он добавил, что понимает логику действия того же Титова на данном этапе – раз нет никаких гарантий для возвращения бизнесменов в Россию, то и возвращаться пока многим не стоит.
"Я опять о себе лишь могу сказать – в моем случае потребовалось вмешательство ФСБ, и это не шутка, и в итоге я не был "закрыт" в СИЗО, следствие после моего возвращения настаивало на этом. И еще добавлю, что Титов, по-моему, взял паузу – не тот это человек, который просто так отступится от своего замысла, видимо, будет готовиться новый механизм и новые решения", – заметил собеседник.
Как на определенный сбой в работе Системы (правоохранителей, судебной власти) указывает и экономист Василий Колташов. Он говорит именно о несовершенстве самого механизма, предложенного Титовым. Что-то, как говорится, пошло не так.
"С другой стороны, могу вспомнить в этой связи исторический анекдот, бала такая история, когда один из политэмигрантов из России спросил через знакомого царедворца императора Николая Первого, стоит ли ему возвращаться в Россию? Ответ был двусмысленным: как император он пожелал, что подданный немедленно вернулся в страну для наказания, как частное лицо посоветовал не делать изгою этого", – шутит Колташов.
Ситуация нетривиальная все-таки – в государстве, получается, принимаются совершенно взаимоисключающие решения по важным вопросам.
И напоследок скажем вот о чем, нам кажется это важным и обязательным. Внимательно изучив стенограмму встречи Титова и Путина, мы вообще не обнаружили там чего-либо, касающегося "списка Титова". Но они говорили об этом совершенно точно, это известно! Видимо, в самом деле стороны решили взять паузу и вернуться к вопросу позже, публично или непублично – время покажет.